27.05.2016

Бизнес не может пробиться в торговые сети

В день предпринимателя, празднование которого Торгово-промышленная палата провела сегодня в Экспоцентре, представители бизнеса жаловались чиновникам на невозможность продвинуть свои товары на полки торговых сетей. Обещания Минсельхоза за пять лет развернуть в стране сеть оптово-розничных центров, через которые мелкие производители смогут наладить поставки в супермаркеты, бизнесменов не утешили, основной их вопрос к чиновникам — что делать сейчас. Дискуссию свернули на том, что в бедах бизнеса виновато отсутствие в России конкуренции — с этим ни предприниматели, ни чиновники спорить не стали.

На праздновании дня предпринимателя, организованном Торгово-промышленной палатой в «Экспоцентре», представители бизнеса целый день рассказывали пришедшим поздравить их чиновникам о своих проблемах. На главном пленарном заседании «Развиваем производство — развиваем страну» глава фермерского хозяйства КФХ (Калужская область) Андрей Акст затронул самую болезненную для предпринимателей, занятых в сельском хозяйстве, тему: фермеры не выдерживают конкуренции с продукцией, которую продают крупные сетевые магазины. По оценке господина Акста, продукция фермерских хозяйств стоит как минимум на 40% дороже продуктов, что «лежат на прилавках магазинов, и качество которых не выдерживает никакой критики».

«Ценовая политика не дает нам прийти в торговую сеть. Как мясные консервы весом 315 г могут стоить 50 руб.? Мяса вы там найдете максимум 5–10%»,— обратился он к собравшимся чиновникам, добавив, что «очень хотелось бы надзорным службам рекомендовать не нас контролировать, а тех, кто завозит продукцию сомнительного качества». «Когда мы обратились в крупные магазины, нам говорят: вот 120 руб. полка (продукция должна стоить не дороже 120 руб.— “Ъ”) — делайте что хотите, снижайте хоть цену, хоть качество. А как я могу снижать цену, если у меня только себестоимость 100 руб.? А затраты на логистику, персонал, а прибыль, наконец?» — заявил Андрей Акст.

Отвечая на вопрос, как помочь малому бизнесу выйти на национальный продовольственный рынок, заместитель главы Минсельхоза Сергей Левин заявил о программе строительства оптово-распределительных центров (ОРЦ), аналоги которых существует во всем мире. Создание ОРЦ, где фермерская продукция стандартизируется и проходит контроль, по его словам, поможет решить главные проблемы крупных магазинов — нестабильности поставок малых предприятий и неформатной упаковки. «Благодаря этому механизму продукция малого бизнеса без проблем идет на полки магазинов Испании, Франции, Германии, Италии. Сеть общается в ОРЦ напрямую»,— пояснил заместитель главы Минсельхоза.

Однако представителей бизнеса программные обещания чиновников сегодня явно не устроили. Поручение о развитии сети ОРЦ до 2020 года Минсельхоз получил от правительства еще в конце 2014 года, когда было введено продуктовое эмбарго — на эти цели предусмотрено более 80 млрд руб. Глава Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин сегодня заявил о «безысходности» ближайших перспектив малого бизнеса: «Повсеместно, и не только в Москве, сносятся ларьки и павильоны, торговые сети не пускают мелких предпринимателей. Когда же появятся эти центры и как до этого сейчас жить малому бизнесу?» — поинтересовался он. Ответ заместителя главы Минсельхоза «Как весь мир — через кооперативы» — предпринимателей не устроил: по словам главы ТПП, они в России слаборазвиты и «находятся ни в каком состоянии». Господин Катырин призвал Минсельхоз «форсировать создание ОРЦ». Сергей Левин пытался успокаивать предпринимателей словами о том, что появление ОРЦ — вопрос «не космического будущего»: первый центр на базе частно-государственного партнерства будет запущен уже в этом году.

Заместитель главы Роспотребнадзора Ирина Брагина, отчитавшаяся о снижении числа проверок и разрешительных документов ее ведомства, признала: государство в последние годы сосредоточено не на качестве продукции, а на ее безопасности. Среди «требований качества обязательных нет, нет жесткого контроля, если это не обозначено в нормативных документах»,— сказала она. Теперь, заявила чиновник, государство делает разворот в сторону повышения качества продукции. «Уже на выходе» из Белого дома находится стратегия управления качеством (она должна повысить доверие к российской продуктам через внедрение системы оценки качества). «Мы понимаем, что потребитель хочет выбирать уже не только между безопасной, но и вкусной, здоровой продукцией. Теперь на первое место выходят вопросы качества»,— сообщила госпожа Брагина.

«Дело в отсутствии здоровой конкуренции, когда тушенка из говядины или хрящей и хвостов продается по одной цене. Ни от одной, ни от другой не отравишься — но вторая по сути является подделкой»,— перебил ее Сергей Катырин. Заместитель главы ФАС Андрей Цыганов поддержал главу ТПП: по его словам, для резкого повышения качества продукции должна быть конкуренция, которой на российском рынке продовольствия нет. Напомним, как писал “Ъ” 26 мая, проблемы с конкуренцией в РФ констатируют и в аналитическом центре при правительстве — бюрократия, кризис и импортозамещение не идут ей на пользу.

http://www.fruitportal.ru/n/51295
Источник: Издательский дом Коммерсантъ
Просмотры: сегодня: 0, всего: 0