23.03.2023

Ученые разрабатывают новый способ предотвращения рецидива рака молочной железы

Ученые выяснили, почему клетки рака молочной железы, распространившиеся в легкие, могут «просыпаться» после многолетнего «сна», образуя неизлечимые вторичные опухоли. Результаты исследования раскрывают механизм, запускающий эту «бомбу замедленного действия» рака молочной железы, и предлагают стратегию по ее «обезвреживанию». Новое исследование, опубликованное в журнале Nature Cancer, показало, как молекулярные изменения в легких, происходящие при старении, могут способствовать росту этих вторичных опухолей.

Актуальность проблемы

Пациенты с раком молочной железы с положительным рецептором эстрогена (ER+) — наиболее распространенным типом — имеют постоянный риск рецидива рака в другой области тела в течение многих лет или даже десятилетий после постановки первоначального диагноза и лечения. Когда клетки рака молочной железы распространяются от первоначального рака молочной железы к другим частям тела, это называется вторичным или метастатическим раком молочной железы, и, хотя он поддается лечению, вылечен быть не может.

Команда ученых из Института исследования рака (Institute of Cancer Research) в Лондоне обнаружила, что белок PDGF-C, присутствующий в легких, играет ключевую роль в том, будут ли неактивные клетки рака молочной железы «спать или просыпаться».

Ученые обнаружили, что если уровень PDGF-C увеличивается, что более вероятно в стареющем легком или когда его ткань повреждается или рубцуется, это может вызвать рост спящих раковых клеток и их развитие во вторичный рак молочной железы. Затем исследователи изучили, может ли блокирование активности PDGF-C предотвратить «пробуждение» этих клеток и рост вторичных опухолей.

Работая с мышами с ER+ опухолями, ученые из Института исследований рака нацелили передачу сигналов PDGF-C с помощью существующего блокатора роста рака под названием иматиниб, который в настоящее время используется для лечения пациентов с хроническим миелоидным лейкозом.

Мышей лечили препаратом как до, так и после развития опухолей. В обеих группах рост рака в легком был значительно снижен. До 80% случаев первичного рака молочной железы являются ER+, и ежегодно в Великобритании регистрируется около 44 000 случаев.

Фрэнсис Таррелл (Frances Turrell), научный сотрудник отдела по изучению рака молочной железы в Институте исследований рака в Лондоне, сказала: «Раковые клетки могут десятилетиями выживать в отдаленных органах, скрываясь в спящем состоянии. Мы обнаружили, как стареющая ткань легких может спровоцировать «пробуждение» этих раковых клеток и их развитие в опухоли, и раскрыли потенциальную стратегию по «обезвреживанию» этих «бомб замедленного действия».

Теперь мы планируем лучше понять, какую пользу пациентам может принести существующий препарат иматиниб и в долгосрочной перспективе стремимся создать более конкретные методы лечения, нацеленные на этот механизм «пробуждения».

Клэр Исаке (Clare Isacke), профессор молекулярно-клеточной биологии Института исследований рака в Лондоне, сказала: «Это значительный шаг вперед в нашем понимании распространенного рака молочной железы, а также того, как и почему клетки рака молочной железы образуют вторичные опухоли в легких». Нам нужно точно определить, когда происходят эти возрастные изменения и как они различаются у разных людей, чтобы мы могли разработать стратегии лечения, которые предотвращают «пробуждение» раковых клеток».

Саймон Винсент (Simon Vincent), руководитель исследования, отметил: «Мы знаем, что в течение многих лет после окончания лечения рака молочной железы многие женщины опасаются возвращения болезни. По оценкам, в Великобритании 61 000 человек живут со вторичным раком молочной железы, поэтому необходимы дополнительные исследования, чтобы понять и лечить его».

«Это захватывающее открытие приближает нас к пониманию того, как мы можем замедлить или остановить развитие вторичного рака молочной железы ER+ в легких. Оно может принести пользу тысячам женщин, живущих с этой «бомбой замедленного действия» в будущем, чтобы меньше пациентов получали ужасающие новости о распространении болезни».

38-летняя Рэйчел Дэвис живет в Суонси со своим 38-летним мужем Дэвидом и 16-летним сыном Чарли. В 2021 году у нее диагностировали ER+ рак молочной железы, ей была проведена мастэктомия, удаление лимфатических узлов, химиотерапия и лучевая терапия.

После сканирования в мае 2022 года, через три месяца после окончания лечения, Рэйчел сказали, что рак у нее распространился на область грудины, а затем и на позвоночник. Сейчас она получает целевой лекарственный препарат под названием рибоциклиб и гормональную терапию, и каждые три месяца проходит сканирование.

Рэйчел сказала: «Я видела, как некоторые женщины заканчивали лечение, звонили в колокольчик и праздновали его окончание, и это всегда беспокоит меня, потому что нельзя успокаиваться на том, что рак не вернется. Обнаружение того, что рак распространился, когда я думала о том, что уже все в прошлом, было душераздирающе. Вот почему так важно, чтобы проводились исследования вторичного рака молочной железы и чтобы мы могли найти новые способы остановить то, через что прохожу сейчас я».

«Сейчас моя жизнь сильно изменилась, так как мне пришлось бросить работу в социальной службе и отказаться от степени, на которую я долго училась. Но я сохраняю оптимизм и стараюсь не позволять этому задеть меня. Я думаю, что это сделало меня лучше. Подобные исследования дают надежду на то, что в будущем женщин смогут вылечить от рака молочной железы. Я не хочу тратить свое драгоценное время на негативные эмоции».

Источник: medicalinsider.ru